Описание дворца

 

Павловский дворец по Камерону

Центром дворцово-паркового ансамбля  служит Большой дворец, первый камень которого был заложен 25 мая 1782 года. Ч. Камерон проектировал дворец по типу зданий итальянских вилл. Но, учитывая национальные особенности архитектуры, он решил общую схему постройки по образцу русской дворянской усадьбы — с главным домом и боковыми «службами». Первый этаж с парадными сенями был занят под жилье, второй — парадными залами. В центре здания — приемные и танцевальный залы, по обе стороны от них располагались «мужская» и «женская» анфилады комнат, а кроме того, во дворце были антресоли и комнаты «для обслуги».

План Павловского дворца КамеронВсе семь примыкающих друг к другу флигелей имеют внутри переходы к основному центральному корпусу. Смотрится же все это как единое целое, так как все корпуса дворца, за исключением церковного, невидного со стороны двух главных фасадов, примыкают к центральному зданию симметрично и расположены так, что образуют в плане широкую подкову, что придает парадному двору перед дворцом овальную форму. Неравные по высоте, выстроенные в разные годы, корпуса выполнены в едином стиле — раннего классицизма.

Открытие памятника Павлу в ПавловскеЧерез полтора века после завершения строительства дворца он предстает перед нами без каких-либо позднейших перестроек или доделок. Только статуя Павла I в центре плаца перед дворцом, гальвано- пластическая копия с бронзовой, стоящей перед дворцом в Гатчине, была установлена позднее (к 100-летию со дня основания Павловска), вместо солнечных часов, устроенных по проекту Камерона. Теперь гранитный постамент от этих часов, увенчанный каменной вазой, стоит на газоне между входом в Концертный зал дворца и павильоном Вольер.

Центральный корпус дворца, построенный по проекту Ч. Камерона в 1782—1786 годах, имеет три этажа и увенчан в средней своей части плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах дорического ордера. Окрашен, как и все остальные корпуса дворца, в золотисто-желтый цвет.

Все четыре его фасада решены по-разному, два из них можно считать главными: один, восточный, обращен в сторону Тройной липовой аллеи; второй, западный, видный со стороны города, выведен в сторону реки Славянки, плавно огибающей холм.

Восточный фасад главного корпуса имеет четкое поэтажное членение. Стены первого, цокольного, этажа покрыты глубокими рустами (прием, который придавал оштукатуренной стене вид каменной кладки), что создавало впечатление большей монументальности. Над выдвинутым цоколем в центральной части фасада возвышается белоколонный портик со сдвоенными колоннами коринфского ордера. Над ними под карнизом всего здания идет широкая полоса белого лепного фриза с завитками аканта.

Строгая простота фасада и его благородное изящество- достигнуты Камероном благодаря его умению в сдержанной манере рационально использовать разнообразие архитектурных классических форм. Оконные и дверные проемы первого этажа заглублены в плоские арки с белыми замковыми камнями над ними. Две ниши со статуями по сторонам входного крыльца украшают нижнюю часть фасада.

Наряднее оформил Камерон стены второго этажа, за которыми расположены парадные приемные залы. Боковые окна фасада имеют лепные наличники и невысокие треугольные фронтоны над ними. В центре фасада над каждой из трех балконных дверей Камерон поместил настенные круглые медальоны с барельефными аллегорическими изображениями искусств. Тонкой белой лепной тягой отделен третий этаж с малыми квадратными окнами служебных комнат.

Собственный садик в ПавловскеПротивоположный фасад, отражающийся в разливе реки Славянки, Камерон украсил треугольным фронтоном с лепным декором. При сопоставлении остальных двух фасадов — северного и южного — нельзя не заметить, как скупо и строго оформлен северный, за окнами которого размещена анфилада комнат «мужской половины», и как наряден со стороны Собственного садика южный фасад, где находилась «женская половина». Окна второго этажа южного фасада заглублены в арочные ниши и украшены портиками с ионическими колоннами, а широкие, крытые лепной «шубой», огромные замковые камни включены в горизонтальный карниз портиков.

Камероновские фасады центрального корпуса почти не изменялись, только в 1789—1791 годах архитектор В. Бренна добавил балкон на северном фасаде, а в 1800 году по проекту Д. Кваренги к южному фасаду была пристроена терраса со ступеньками к Собственному садику.

Полуциркульные корпуса дворца претерпели значительные изменения. Вначале, в 1783 году, были построены Ч. Камероном сквозные крытые колоннады, округленно отходившие от центрального корпуса к полутораэтажным «службам», т. е. к боковым флигелям. Вскоре понадобилось расширить кухни со служебными помещениями, и колоннады превратили в галереи, открытые со стороны плаца и со стеной в сторону Собственного садика. Стены были украшены нишами, предназначенными для античных бюстов.

В 1797—1798 годах архитектор В. Бренна для устройства «личных комнат» расширил служебные помещения за стеной южной галереи, а затем надстроил их для размещения картинной галереи. Над северной галереей возвели стену — для симметрии с южной. Над самими же галереями были сооружены лоджии с арками и трельяжами между арок, украшенными резными вазами с гирляндами. Окрашенные в белый цвет трельяжи и арки эффектно возвышались над колоннадами нижних галерей. Обе части дворца получили название «циркульных» и не изменяли своего вида в последующие годы. Только со стороны Собственного садика фасады этих полуциркульных корпусов претерпевали значительные изменения. В 1800 году по проекту архитектора Д. Кваренги сооружается мраморный балкон перед Пилястровым кабинетом, а в 1807 году архитектор А. Н. Воронихин при постройке кабинета «Фонарик» в личных комнатах выдвинул эркер «Фонарика» всем его полукружием в Собственный садик. Фасад эркера украшен лепными барельефами, а над ними сооружен полукруглый балкон. Воронихин и перед последней из личных комнат — Палаткой — выстроил мраморный балкон, к которому в 1824 году архитектор К. Росси добавил полукруглый «Чугунный балкон».

Северный полуциркуль весь был сооружен в начале XIX века.

В 1797 году архитектор Бренна за стеной Камероновской галереи построил «Светлую колоннаду» со сдвоенными колоннами ионического ордера. Расписал ее фресками итальянский живописец Пьетро Гонзаго, после чего «Светлая колоннада» стала называться Галереей Гонзаго.

В музее хранятся шесть подлинных эскизов для этих фресок, являющихся вариантом выполненных в 1807 году. Фрески были написаны и на наружных стенах галереи.

Фасад Павловского дворца

В 1823 — 1824 годах архитектор К. Росси разместил над галереей библиотеку с большими арочными окнами, обрамленными орнаментом из розеток. Меж окон Росси расставил бюсты древних писателей и философов, а над ними — лепные венки.

Квадратные флигели дворца, как их называют, хотя они не совсем квадратны в плане, были вначале полутораэтажными, а после их надстройки архитектором Бренна в 1797—1799 годах стали выше примыкающих к ним со стороны дворца полуциркулей и отходящих от них в сторону парка служебных флигелей.

Симметрично расположенные по сторонам главного корпуса, они имеют одинаково оформленные фасады с нишами, пилястрами и с ба-люстрадами на крыше. В отличие от главного фасада они обильно украшены высокорельефной лепкой с изображением воинских доспехов.

Надстройка этих корпусов была предпринята для сооружения Тройного зала в северном квадратном корпусе после вступления Павла на престол.

Южный и северный служебные корпуса как бы замыкают «подкову» вокруг парадного двора, примыкая к квадратным корпусам.

Построенные в 1797—1799 годах, эти корпуса имеют гладкие продольные фасады, где только наличники окон и балконы оживляют монотонность в оформлении стен. Зато оба торцевых фасада выполнены со всей присущей архитектору Бренна эффектной декоративностью.

На крыльце воздвигнут белоколонный портик, над которым сооружен балкон, на стенах второго этажа — лепные панно, а на фронтоне — герб с вензелями владельцев, с короной, гирляндами и рогами изобилия. По углам над зданием скомпонованы доспехи римских воинов.

Павловский дворец, церковный корпусЦерковный корпус расположен как бы отдельно от остальных, хотя и примыкает к южному квадратному корпусу там, где внутри него размещен Кавалерский зал.

Бренна, завершивший строительство дворцовой церкви в 1799 году, чрезвычайно скромно оформил ее фасады. Главный, уличный фасад церковного корпуса имеет высокую арку ворот с решеткой, выполненной по рисункам К. Росси, и небольшой балкон во втором этаже.

Рядом находятся также созданные Росси въездные ворота с четырехугольными чугунными столбами, украшенными рельефным орнаментом.

По рисункам Росси выполнены окружающие дворец чугунные фонари.

Анфилады дворцовых залов исторически возникли не одновременно. Первым над ними работал Чарльз Камерон в 80-х годах XVIII века. В 90-х годах В. Бренна кое-что изменил в камероновских

залах, а после вступления Павла I на престол в 1796 году Бренна не только совершенно меняет планировку и отделку некоторых камероновских комнат, но еще и добавляет к парадным помещениям новую анфиладу своих залов.

После пожара 1803 года, «случившегося от затления балок на чердаке», реставрация камероновских и бренновских залов была выполнена А. Н. Воронихиным с бережным воссозданием прежнего облика, но не без весьма удачных, корректных собственных добавлений, которые обогатили и усилили художественную выразительность залов.

С 1800 года во дворец был приглашен архитектор А- Кваренги, исполнявший главным образом проекты для жилых и личных комнат первого этажа, расположенных в полуциркуле. Завершающим этапом строительства и отделки дворца было участие в них зодчего К. И. Росси.

 

Египетский зал. ПавловскВ итоге многолетнего труда прославленных зодчих, художников и скульпторов во дворце возникло несколько анфилад высокохудожественных залов, начинающихся с нижнего вестибюля Египетского, не входящего в анфилады.

Во втором этаже главного корпуса — три анфилады парадных приемных залов: средняя, расположенная от восточного фасада до западного по центральной оси дворца (в нее входят Парадный вестибюль, Итальянский купольный зал и Греческий, или Танцевальный). По обе стороны от этой средней анфилады — северная (это комнаты Павла I) и южная (комнаты его жены Марии Федоровны) с Залом войны в северной анфиладе и с Залом мира — в южной. Из северной половины над полуциркульной галереей можно пройти в Библиотеку Росси, а от южной начинаются анфилады парадных залов южных корпусов — циркульного с Картинной галереей, квадратного с Тронным залом и церковного с Кавалерским залом и Церковью.

В первом этаже центрального корпуса и циркульного — жилые комнаты: в центральном — жилые приемные залы, в циркульном — так называемые «личные комнаты», которые первоначально предназначались для Павла I, но в XIX веке переделаны для Марии Федоровны.

Павловский дворец. Панорама. Аэрофотосъемка

Вернуться назад



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *